Главная
История
Создание
Жанры
Фестивали
Словарь
Об авторе

Кинословарь

а..в| г..е| ж..и| к| л..о| п, р| с, т| у..я

    Фабула

(лат. fabula - басня, рассказ) - состав событий, о которых рассказывается в фильме. Если кратко изложить то, что с персонажами случилось, а также кратко охарактеризовать основных героев, это и будет фабула.
    Фабула - как бы выборка из сюжета, в котором уже даются мотивировки событий, тщательнее и подробнее описывается их ход. Отличие фабулы от сюжета состоит в том, что она конспективна, схематична; сюжет более активно передает авторское отношение к изображаемому, своеобразие и индивидуальные черты героев и драматических конфликтов. Сюжет можно назвать "осмысленной фабулой". Современное киноведение считает сюжет и фабулу закономерно связанными.

    Фильмотека

- учреждение, занимающееся хранением и использованием фильмовых материалов. Среди мировых крупнейших фильмотек: Госфильмофонд Российской Федерации, созданный в 1948 году, Французская синематека, Национальный киноархив Британского киноискусства, Государсвенный киноарзив Германии, Народная фильмотека Порльши, Киноархив Чехословацкого киноинститута, киноархив Музея современного искусства США и др.

    Фонотека

- собрание фонограмм различных (иногда уникальных) звучаний и шумов. В фильмотеке записи сгруппированы по определенным темам, например "автомобили", "город", "деревня", "птицы", "животные" и т.п. Фонотека хранит шумы моторов старых машин, паровозов, самолетов, запись которых теперь просто невозможна. Хранилища эти позволяют подобрать шумы для кадров, снятых комбинированным способом, и создавать шумовые композиции. Особую ценность представляют документальные записи - речи, информационные сообщения многолетней давности. Музыкальные фонограммы используются в фильмах в качестве музыкального фона.

    Художник-постановщик

- один из основных авторов и создателей кинематографической постановки. Разрабатывает и осуществляет изобразительное, пластическое решение фильма. Свои предложения по организации игрового пространства он осуществляет в эскизах (изобразительная экспликация, декорации, раскадровка), где со всей полнотой выразительных средств предлагается решение материальной среды, цветовая парнитура всего фильма, определяется атмосфера, настроение той или иной сцены. Создание эскизов, как правило, идет в тесном контакте с режиссером и оператором картины. Деятельность зудожника-постановщика фильма можно считать универсальной, непосредственно связанной с производством. Художник-постановщик работает в тесном контакте с художником по костюмам, художником-гримером, реквизитором, бутафором.

    Хэппи энд

(англ. happy end - счастливый конец) - термин, появившийся в 20-е годы XX века для обозначения благополучных развязок в американских фильмах, как вытекающих из логики развития сюжета, так и навязанных, искусственных.

    Шумы

- все звуки в кинофильме, кроме речи и музыки. Различают шумы синхронные (записанные синхронно во время киносъемок) и шумы фоновые (записанные отдельно). Этот элемент фильма несет как смысловую, так и эмоциональную нагрузку. Без синхронных шумов (шаги, стук лошадиных копыт, колес поезда и т.д.) кадр фильма будет не более чем движущейся и говорящей фотографией. Фоновые шумы часто несут эмоциональную нагрузку, создавая у зрителя ощущение покоя, тревоги и другие. Звукооператор, записывая звуковые элементы искусственно, стремится полностью выявить в звуковой композиции фильма их драматургическое значение. Шумы являются одним из важных выразительных средств кино.

    Экранизация

- истолкование средствами кинематографического языка произведений литературы - прозы, драматургии, поэзии. С первых же шагов кинематограф обратился к литературе как неисчерпаемому источнику сюжетов.

    Эпизод

(греч. epeisodion - вставка) - часть кинопроизведения, состоящая из одной или нескольких сцен, объединенных общей темой и общим драматическим конфликтом, и обладающая относительной завершенностью и самостоятельностью по отношению к фильму в целом. Главные отличительные особенности эпизода - смена отношений между действующими лицами, переход действия в новое качество, но новую ступень развития конфликта.
    В зависимости от места и функции эпизода в общей композиции кинопроизведения различаются кульминационные, экспозиционные (вводящие в действие), финальные и др.

    Яуф

- ящик упаковки фильмокопий. Обеспечивает удобное транспортирование, хранение, защиту киноленты от мезанических повреждений и атмосферных явлений.

Евтюшкина Ирина, ВГПУ, 2009
счетчик посещаемости